ИНТЕГРАТИВНАЯ КАРТИНА СНОВИДЕНИЯ.

Интегративный подход затрагивает несколько уровней: биологию (тело), психологию (душа) и социум. Использование эволюционного подхода и экологии среды дает возможность объединить эти уровни, перевести на более сложный организационный уровень, уровень взаимодействия систем, чтобы ответить на вопрос:
каков же смысл сновидений? Попытаюсь обрисовать, каково место сновидения в эволюционном контектсте.

Часть1. Фон.
Интегративный значит целостный. Представим экологическую среду в виде целостной системы, движущейся вперед по временной оси.
Рассмотрим сознание как высшую форму отображения действительности. Существуют две взаимодополняющие модальности сознания, в которых мы можем воспринимать мир и самих себя: хилотропная модальность и холотропная модальность Создавая единство в борьбе противоположностей, части системы движутся в хилотропном и холотропном направлениях. 1) Хилотропое обуславливается силой внешней, объективной реальности. Это инстинктиное стремление к усложнению, разветвлению и рассеиванию энергии в системе. В данный момент наше внимание направлено на изучение чего-то вовне "Я", и это и есть хилотропная сила (22). 2) Холотропная сила - обратный процесс. (От греч.: "holos" - целое и "trepeine" - движущийся в определенном направлении, направляющийся. Холотропный -" объединяющий".). Холотропный опыт связан с изучением внутреннего мира человека. Для него характерна специфическая феноменология: (Козлов, 1992,1994) аутизация сенсорной сферы, искажение восприятия времени, гипермнезиея и некоторыми другие качественные изменения психических процессов. Вместе данная модель наглядно иллюстрирует 2-й закон диалектики, или даосский знак "инь-ян".

Часть 2. Эволюция сознания.
Что же происходит с сознанием с момента его возникновения?

  • НСС. Сознание материализуется в пространственно-временных координатах. Точка находится на границе между холотропной и хилотропной реальностью. Эту самую точку индейцы племени Навахо метко именуют "точка сборки" (Нулевое состояние сознания по Козлову). В повседневной жизни ему соответстует глубокий дельта-сон.
  • ТСС (франц. transe - оцепенение). · Филогенетически самое древнее образовние мозга - "мозг рептилий", отвечающий за жизненные функции, таксисы, условные рефлексы и закрепленные инстинкты, которые не могут перерабатываться осознанно. Ребенок находится в конфлюэнеции с бытием, еще нет отношений, нет субъекта и объекта, ни сна, ни бодрствования, только ощущение полной погруженности в жизнь (2). Языком сознания этого уровня являются хемотаксисы. Они имеют в основе примитивную раздражимость и являются условием выживания живых систем. · Затем развивается лимбическая система. Филогенетический эквивалент - доисторические млекопитающие. Лимбическая система - вместилище первичных чувств: ярость, страх, печаль, интерес, радость. (80% невербальной информации). Эволюционная роль - предпосылка для формирования взаимоотношений. Так, интерес побуждает уменьшить дистанцю вплоть до вторжения в личную сферу. По Эриксону,транс - это состояние, при котором фокус внимания направлен внутрь. Он может быть вызван произвольно (медитация) или спонтанно при "застревании" внимания. В психиатрии транс понимается как вид сумеречного помрачения сознания с нарушением ориентировки в окружающем.
  • ОСС Эволюция сознания (формированием neocortex, осознание того, что воспринимаешь и чувствуешь), связана с расширением зоны внимания. С завершением архитектоники КБП формируется обыденное состояние сознания (ОСС). Оно флюктуирует между хилотропной реальностью линейного времени-пространства и ССС, относящимся к холотропной реалии. Обыденное состояние сознания (выше оси - бодрствющее, ниже - сновидческое) Наличие КБП характерно для всех высших млекопитающих. Основная функция: когниция (познавание). Как известно, переработка информации бывает двух видов: · вербальная, или кодированная, (формирование понятий) в левом полушарии и · аналоговая, или образная, в недоминатном правом. Взаимодействуя с системой первичных аффектов, образует конгитивно-аффективную систему. Познавательно - эмоциональная переработка первичных чувств во вторичные вкупе с мышлением и речью составляет высшую ступень регулирования чувств. (Так работает психотерпаия). Эволюционная роль neocortex - создание оптимальных условий для адекватных взаимоотношений с окружающим миром. Интересно, что вместе со спрособностью разумно перерабатывать информацию хилотропной реальности появляется способность ко сновидению. Все высшие млекопитающие видят сны. Нерешенные (неосознанные) проблемы подвергаются отрицанию, вытеснению, прикрываются мышечной броней. Таким образом скрадывается энергия, которая могла бы быть потрачена на дальнейшее развитие сознания. Чтобы выйти из заколдованного круга, можно использовать любую интегративную технику. Высвобожденная энергия переводит систему в режим активации (рис 3.), образуя точку бифуркации (1), в которой у человека появляется выбор - переходить на более высокий уровень или остаться на прежнем. Выбирая дальнейшее расширение сознания, происходит новый толчок в развитии в сторону расширенного состояния сознания -
  • INSIGHT - это "сиюминутное охватывание сути, общих и необходимых свойств, отношений внешней и внутренней реальности" (2). Во внутренней реальности этому состоянию соответствует психоделическое состояние сознания, которого можно добиться с помощью дыхательных техник. Итак, инсайт - такое состояние сознания, при котором человек осознает многие аспекты своей внешней и внутренней сущности. Во внутренней реальности ему соответствует психоделическое состояние сознания. Прекрасная метафора - летящая по времени птица. Левое крыло - субъективная реальность, правое - объективная. INSIGHT - осознавание тождественности, симметричности Проявленного и Изначального, Пралайи и Манвантары, Микрокосма и Макрокосма, правого и левого крыла. Недаром эта модель так похожа на модель ядра. Или солнечной системы. Следующая активация системы "Я" приводит к тому, что в буддийских мистических традициях называется
  • SATORI. INSIGHT - это вспышка, озарение, SATORI - просветление. Просветленный человек переживает собственную смерть как индивидуальности, т.к. опускается до глубин коллективного бессознательного. Вместе с осознаванием его целостности со всем миром, "я" не перестает быть "я", просто границы "я" включают в себя и трансперсональный уровень. Трансперсональная интеграция - направление дальнейшей эволюции человечества - суть по себе собирание ожерелья Иштар, или Индры. Этот же принцип отражает в каббале сефирот Кетер. Об этом уже не раз писали: А. Кестлер (теория холонов), а до него в XVII веке Г.В. Лейбниц ("Монадология").

г 2000-2005 Аскандарова Эсина

Hosted by uCoz