Психодрама использует сцену для разыгрывание внутрипсихических процессов пациента. "Пациенту велят быть самим собой а не актером, ибо актер принужден пожертвовать своим собственным частным Я ради роли, налагаемой на него драматургом" (цитаты с сайта Психодрама в России). В контекте работы со сновидениями могут проигрываться как различные аспекты самого сна, или это может быть фантазия на тему сновидения. Работа ведется с группой. Участники группы могут быть как субъектами, так и объектами сновидения. Терапевт (режиссер в психодраме) явяется постановщиком шоу, он использует терапевтические интервенции ("превращает каждый намек, предлагаемый субъектом, в драматическое действие, объединяет линию постановки с жизненной линией субъекта, и никогда не позволять постановке терять контакты с публикой. В качестве терапевта ему дозволяется по временам нападать на субъекта и шокировать его, так же как и смеяться и шутить, иногда он может устраниться от непосредственного вмешательства и быть пассивным"). В качестве аналитика он интерпретирует действие, используя информацию, поступающую от субъектов\объектов психодрамы. |
|||||
Психодраматическая работа со сновидениями состоит из следующих частей:
Преимущества психодраматической работы со сновидениями заключается в возможности продолжения сновидения в схожей форме - артпереработке, также широко использующей язык символов. Замечено, что сновидение, достигая наивысшей кульминационной точки, имеет обыкновение прерываться, т.к., очевидно, срабатывают механизмы защиты сознания от угрожающего объема недопустимой информации. Психодрама в ситуации терапевтической безопасности позволяет протагонисту пережить конфликт, преодолеть проблемную ситуацию, и это продолжение почти всегда ведет к разрешению конфликта, переживаемого в эмоциональной действительности. |
|||||
На снимке: Серж Гингер проводит работу со сновидением Аскандаровой Эсины. Минск, сентябрь 2005 г. |
|||||
Психодраматический подход к сновидениям во многом перекликается с гештальт-подходом. Гештальт-терапия также использует экспериментальное разыгрывание сюжета сновидения, что особенно эффективно в группе. Типичным представителям такого подхода можно назвать Сержа Гинига, который показал свою работу на семинаре "Французский подход в гештальте" в Минске Cм. фотоотчёт. От психодрамы отличается более частым аппелированием к осознаванию, использованием специфических техник гештальт-терапии (работа с полярностями, работа на границе контакта и т.п).
Гештальт - терапия |
|||||