Юнгианский анализ
.

"Господин доктор, сегодня ночью я продезинфицировал
сулемой все небо и при этом не обнаружил никакого бога" .
(речь душевнобольного, 21)

Предназначение сновидений с позиции юнгианского аналитика - компенсация конфликтных отношений в сознании. Юнг подчеркивал, что сновидение компенсирует и развивает именно его, а не просто внутреннее личностное искривление (21). Цитирую К-Г. Юнга, "Коллективное бессознательное": "Поскольку же в высшей степени вероятно, что мы пока еще довольно далеки от того, чтобы достичь вершины абсолютной сознательности, постольку любой человек еще способен на более широкую сознательность. Это и дает возможность предположить, что бессознательные процессы постоянно и повсеместно подводят к сознанию такие содержания, которые, будучи познанными, увеличивают объем сознания. Если бы оно было просто реактивным по отношению к сознанию, то его можно было бы точно обозначить как психический зеркальный мир. В таком случае главный источник всех содержаний и функций находился бы в сознании, а в бессознательном просто-напросто нельзя было бы найти ничего иного, кроме как искаженных зеркальных отражений сознательных содержаний. Творческий процесс был бы замкнут в сознании, а все новое было бы не чем иным, как сознательным изобретением и измышлением. Но данные опыта свидетельствуют об обратном. Любой творческий человек знает, что непроизвольность есть главное свойство творческой мысли. Поскольку бессознательное - не просто реактивное отражение, а самостоятельная продуктивная деятельность, то в качестве сферы опыта оно выступает как особый мир, особая реальность, о которой мы можем сказать, что она на нас воздействует, как и мы воздействуем на нее, - то же самое, что мы говорим о внешнем мире как сфере опыта. И как в этом мире материальные предметы суть конституирующие его элементы, так и психические факторы суть предметы другого мира".

При анализе сновидений Юнг, подобно Фрейду, не фиксировал внимание на прошлом и не отводил ему ведущую роль (хотя в снах и может проявляется забытое и утраченное). В широком смысле Юнг определял сновидение как "спонтанное самоотображение действительности в бессознательном, предоставленное в символичной форме".

Интерпретацию сновидений по Юнгу можно свести к следующим положениям (Samuel A. Sherter B. Plaunt F.1994): 1. Во внимание принимается как личностный, психобиографический опыт пациента, так и факторы социального окружения (коллективное сознание) которое выявляется путем ассоциаций.
2. Символическое значение сна сравнивается с типичными культурными и историческими мотивами (Ампфликация- это выявление личностных и общекультурных ассоциаций с образами сновидений для выявления связи с определенными архетипами), они обогащают контекст сновидения и связывают его с коллективным бессознательным.
3. Символ сновидения - важнейшая его часть. Ассоциации и ампфликация лишь способны придать изначальному образу большую живость, значимость и доступность. Большинство снов интерпретируется на субъективном уровне (уровень интрапсихически измененной личности) или на уровне объективном (выход в мир реальных жизненных событий). Если сновидение основано на личностном материале, то и ассоциации носят индивидуальный характер.
В терминологии К. Г. Юнга есть понятие "Самости", центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. На этом пути человек начинает снимать свои Маски - результат социального отчуждения человека. Умение отождествить образы сновидения своим маскам и есть основная цель анализирующего свой сон на пути к целостности, "самости". Юнг писал: "Есть опасность стать тождественным свой Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой или тенор - со своим голосом. Маска - есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека". Эта маска проявляется при использовании проективного рисуночного теста на конгруэнтность. ("Каким меня видят окружающие?") "По сути, вся сознательная человеческая деятельность заключается в трансляции мифов - устойчивых паттернов моделирования действительности и происходящих в нём процессов" (9). Юнг использовал филологический принцип и логический принцип ампфликации, который предполагает использование исторических, мифических, культурных параллелей для прояснения метафорического содержания символов. Этот подход позволяет сновидцу понять как уникальность проявления бессознательного, так и его универсальный смысл, увидеть личность как синтез индивидуального и коллективного начал.

Камлание.
Слово "шаманить" (менее известно "камланить") пришло из Сибири, где местные практики до сих пор работают со сновидениями с помощью психоактивных грибов (мухоморы или псилоцибы) и дыхательных техник (гипервентиляция, связанное, горловое дыхание)... Перейти?

В добрый путь!

Если после изучения этой страницы Вы пришли к осознанию чего-то нового, то пусть это осознание и ещё что-то другое способствует всеобщему пробуждению :-))

В добрый путь!

Сомнолог Аскандарова Эсина

Hosted by uCoz